МАДОУ Юшалинский детский сад №11 "Колокольчик" поселок Юшала
|
Положение о создании речевого центра в группах ДОУ
Утверждаю:
заведующий МКДОУ Юшалинский детский сад № 11 «Колокольчик» Петрова О.А. __________ «__» ___________20 __г.
1. Общие положения. 1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в российской Федерации»; • ФГОС дошкольного образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации 11 октября 2013 г. № 1155. • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 1.2 Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических видов детской деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий и др. 1.3 Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.
II. Основные цели создания речевого центра. 2.1. Развивающая среда ДОУ – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве. 2.2. Цель создания речевого центра - обеспечить систему условий, необходимых для развития речи детей в разнообразных видах детской деятельности.
III. Психолого-педагогические требования к созданию речевого центра. Наполняемость речевого центра должно определяться в строгом соответствии с психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Оснащение речевого центра должно включать в себя материал, направленный на формирование всех сторон развития речи ребенка: звукопроизношение, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи. Содержание речевых центров: Игры на формирование физиологического дыхания («Вертушки», «Снежинки полетели», «Бабочки», «Дуйбол» султанчики; вертушки – карандаши) Игры на формирование слухового внимания (звучащие предметы: молоточки, погремушки, колокольчики) Материал на развитие артикуляционной моторики (зеркало или индивидуальные зеркала с ручкой, картотеки артикуляционной гимнастики в стихах, считалках, артикуляционные сказки, артикуляционные уклады звуков) Игры и пособия по автоматизации звуков (звуковые дорожки, предметные картинки, альбомы по автоматизации звуков, пособия, изготовленные своими руками) Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи («Один-Много», «Скажи наоборот», «Посчитай-ка» «Из чего сделано», «Назови одним словом» «Жадина», «Скажи какой», «Назови ласково» и т. п.) Дидактические игры и пособия по развитию связной речи (сюжетные картинки, схемы для составления рассказов, стихи для заучивания, чистоговорки, потешки). Игры для развития мелкой моторики (шнуровки, массажные мячики «Су-джок», различные семена, стеклянные камешки для выкладывания картин, прищепки, пазлы, мозайки, прописи, картотеки пальчиковых гимнастик, трафареты и др.) Игры и пособия по подготовке к обучению грамоте (наборы букв разного цвета, размера, материала; фишки красного, зеленого и синего цвета для составления звуко-слоговой схемы слова; игры с буквами). Игровой и дидактический материал необходимо обновлять ежемесячно, чтоб у детей не пропадал интерес к центру, но в то же время не стоит перегружать его. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Игры по лексическим темам должны соответствовать комплексно-тематическому плану работы. Одним из главных условий качества речевого центра является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: § Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. § Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. § Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. § Игровой материал должен быть доступным для ребенка. § Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка. § Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте. § Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
В речевом уголке находятся:
1. План-схемы для составления описательных рассказов; 2. Условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями); 3. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений; 4. Аудио- и видеозаписи; 5. Уголок художественной литературой с подбором книг по теме; 6. Картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми; 7. Медиатека презентаций и компьютерных игр по лексическим темам; 8. Игровые модули для сюжетно-ролевых игр; 9. Игрушки – маркеры; 10.Наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов). Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам: · артикуляционная гимнастика (моторика): «Сказка о веселом язычке»; скороговорки, чистоговорки, загадки, предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски; картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах. Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»; · мелкая моторика: сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.; · речевое дыхание: разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю; игры-упражнения: «Покатай карандаш», «Листья шелестят», «Загони мяч в ворота», «Ветряная мельница», «Подуй на одуванчик», «Насос»; Картотека дыхательных упражнений и т.п.; · высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др; · фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например, «Игры с парными карточками» З.Т.Бобылевой; · звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.); · звукоподражание: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова; · лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.; · грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.; · связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии», «Подскажи словечко», «Что с начало, что потом», «Разрезные картинки», «Составь рассказ», «Подбери слово к схеме», «Две сестренки», разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.; · грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»; альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными: «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок» и др; · автоматизация звуков: мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова.
Оснащение речевого уголка в соответствии с возрастными особенностями детей.
1-я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
2-я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам (альбомы). 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
Средняя группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш) 9. Зеркало или индивидуальные зеркала. Старшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала. Дидактический материал в речевом уголке
14 февраля 2018 в 13:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.