МАДОУ Юшалинский детский сад №11 "Колокольчик" поселок Юшала

Положение о создании речевого центра в группах ДОУ


Утверждаю:3e752e5b877430430e4e6cf7679a641f.jpg



заведующий МКДОУ

Юшалинский детский сад

№ 11 «Колокольчик»

Петрова О.А. __________

«__» ___________20 __г.

 

 

 

 

 

1. Общие положения.

1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с:

• Федеральный  закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в российской Федерации»;

• ФГОС дошкольного образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации 11 октября 2013 г. № 1155.

•  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

1.2 Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических видов детской деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспе­чить полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий и др.

1.3 Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорно­го развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распо­знаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.

 

II. Основные цели создания речевого центра.

2.1. Развивающая среда ДОУ – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве.

2.2. Цель создания речевого центра - обеспечить систему условий, необходимых для развития речи детей в разнообразных видах детской деятельности.

 

III. Психолого-педагогические требования к созданию речевого центра.

Наполняемость речевого центра должно определяться в строгом соответствии с психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Оснащение речевого центра должно включать в себя материал, направленный на формирование всех сторон развития речи ребенка: звукопроизношение, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Содержание речевых центров:

Игры на формирование физиологического дыхания («Вертушки», «Снежинки полетели», «Бабочки», «Дуйбол» султанчики; вертушки – карандаши)

Игры на формирование слухового внимания (звучащие предметы: молоточки, погремушки, колокольчики)

Материал на развитие артикуляционной моторики (зеркало или индивидуальные зеркала с ручкой, картотеки артикуляционной гимнастики в стихах, считалках, артикуляционные сказки, артикуляционные уклады звуков)

Игры и пособия по автоматизации звуков (звуковые дорожки, предметные картинки, альбомы по автоматизации звуков, пособия, изготовленные своими руками)

Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи («Один-Много», «Скажи наоборот», «Посчитай-ка» «Из чего сделано», «Назови одним словом» «Жадина», «Скажи какой», «Назови ласково» и т. п.)

Дидактические игры и пособия по развитию связной речи (сюжетные картинки, схемы для составления рассказов, стихи для заучивания, чистоговорки, потешки).

Игры для развития мелкой моторики (шнуровки, массажные мячики «Су-джок», различные семена, стеклянные камешки для выкладывания картин, прищепки, пазлы, мозайки, прописи, картотеки пальчиковых гимнастик, трафареты и др.)

Игры и пособия по подготовке к обучению грамоте (наборы букв разного цвета, размера, материала; фишки красного, зеленого и синего цвета для составления звуко-слоговой схемы слова; игры с буквами).

Игровой и дидактический материал необходимо обновлять ежемесячно, чтоб у детей не пропадал интерес к центру, но в то же время не стоит перегружать его. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Игры по лексическим темам должны соответствовать комплексно-тематическому плану работы.

Одним из главных условий качества речевого центра является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

 

 

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

§  Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

§  Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

§  Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

§  Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

§  Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

§  Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

§  Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

 

В речевом уголке находятся:

 

1. План-схемы для составления описательных рассказов;

2. Условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями);

3. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;

4. Аудио- и видеозаписи;

5. Уголок художественной литературой с подбором книг по теме;

6. Картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми;

7. Медиатека презентаций и компьютерных игр по лексическим темам;

8. Игровые модули для сюжетно-ролевых игр;

9. Игрушки – маркеры;

10.Наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:

· артикуляционная гимнастика (моторика): «Сказка о веселом язычке»; скороговорки, чистоговорки, загадки, предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски; картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах. Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

·  мелкая моторика: сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;

· речевое дыхание: разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю; игры-упражнения: «Покатай карандаш», «Листья шелестят», «Загони мяч в ворота», «Ветряная мельница», «Подуй на одуванчик», «Насос»; Картотека дыхательных упражнений и т.п.;

· высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др;

· фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например, «Игры с парными карточками» З.Т.Бобылевой;

·  звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);

· звукоподражание: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова;

· лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

· грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

· связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии», «Подскажи словечко», «Что с начало, что потом», «Разрезные картинки», «Составь рассказ», «Подбери слово к схеме», «Две сестренки», разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.;

·  грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»; альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными: «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок» и др;

· автоматизация звуков: мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова.

 

Оснащение речевого уголка в соответствии с возрастными особенностями детей.

 

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

 

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

 

Средняя группа

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Дидактический материал в речевом уголке
в подготовительной группе

Задачи

Дидактические пособия

Дидактические игры

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке

«Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова

«Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; арти­куляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте

Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)»

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по сло­гам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; «Белоснежка» — читаем с подсказками; книжки-малышки и др.

«Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)

«Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика» и др.)

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв)

Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

 

 

 

 

 

 


14 февраля 2018 в 13:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.